Помоги себе сам

Чтобы добиться чего-то грандиозного и масштабного, нужно перехитрить свой мозг и законы эволюции, формировавшиеся тысячелетиями. Причем это нужно делать изо дня в день на протяжении всей жизни. Каждый день наш мозг говорит нам, что это может не получиться, что это опасно, а это сложно, а это вообще невозможно. Эта установка заложена в его программе, чтобы обеспечить себе и нам комфорт и безопасность. Одной из таких “безопасных” установок является приобретенная беспомощность.

Learned helplessnessприобретенная беспомощность (поведенческая реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в своей беспомощности перед окружающим миром). Проще говоря, это образ мышления или установка, сформированная определенным негативным опытом.

Открытие этого феномена было абсолютной случайностью. Много-много лет назад американский психолог Мартин Селигман проводил серию жестоких экспериментов, за которые в наше время его сразу бы засудил “Гринпис”. Они отдаленно напоминали эксперименты с собаками Павлова. Запертые в клетках собачки получали разряды электрошока, мучались, но сбежать не могли. И все вроде бы здорово, но вот в чем подвох. Когда клетки открыли, почти все собаки, убедившись, что мир жесток, а жизнь несправедлива, никуда не убегали. Зная, что сейчас опять будет разряд, они ложились на пол и скулили, хотя уже легко могли избежать злой участи. Селигман и его коллеги пришли к выводу, что бездействие вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий.

Работа преподавателя, коуча, наставника, учителя будет в разы эффективнее, если он будет знать о принципе приобретенной беспомощности. В изучении иностранных языков это особенно четко прослеживается. Как и во многих других областях и навыках, в изучении языка есть 3 фазы: подъем, пик и спад.

Подъем – “О, все не так уж и сложно, я уже знаю 10 слов, уже 20!”

Пик – “Это проще, чем я думал. Я так быстро учусь! Мама всегда говорила, что я талант”.

Спад – “Ну и что дальше? Я знаю все времена, но все равно не могу говорить по-английски свободно. Я хочу понимать все фразы из фильмов! А они так быстро говорят! Я никогда не буду знать английский идеально!”

Не трудно догадаться, на какой стадии у ученика возникает приобретенная беспомощность. Именно период спада является очень распространенной причиной, по которой люди, добивших высоких результатов, прекращают учить второй язык. Они уверены – что бы они ни делали, значительных изменений в уровне владения уже не произойдет. Задача преподавателя – выявить наступление этой фазы и показать, как можно поддерживать прогресс на высоком уровне и дальше. Ученик должен чувствовать, что от его усилий очень многое зависит.

Вот, например, эксперимент, связанный непосредственно с обучением. Всех участников разделили на 2 группы и дали им решить 3 задачи. Ученики не знали о разделении на группы и о том, что первые два задания у первой группы нерешаемы. Когда преподаватель просил поднять руку тех, кто закончил первое, эти ученики видели, что их одноклассники успешно справились, а они даже не смогли начать решение. Со второй задачей все то же самое, и участники первой группы уже засомневались в своем айкью, спрашивая себя: “Что со мной не так?” Поэтому над третьей задачей они даже не стали думать, хотя она была одинаково легко решаема у обеих групп.

Приобретенная беспомощность очень популярное явление в обучении и жизни в целом. После нескольких неудач, убедившись в своей неспособности что-то изменить, многие прекращают пытаться. Так и не узнав, что следующая задача решаема.

#языквсемуголова #разрядещеразряд

Image source

Реклама

4 thoughts on “Помоги себе сам

  1. Очень полезный материал! Действительно очень понравилось. Особенно хорошо получилось с примерами, которые ещё лучше раскрывают, казалось, очевидную, но всё же скрытую для многих правду. Спасибо!

    Нравится 2 людей

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s